Игровой конкурс «Научный экспромт»

(7-9 классы)

Победители и призёры:
  • Агеева Александра
  • Лоскутова Полина
  • Черепанова Яна
  • Фоминых Полина
  • Онысько Елизавета
  • Кошкина Анастасия
  • Семенов Дмитрий
  • Артаионов Александр
  • Фирсов Владимир

Церемония закрытия XIV городского молодежного компьютерного фестиваля «Иркутская компьютериада – 2020» состоится 31.01.2020 г. в 12:00 в КДЦ «Художественный» (ул. Карла Маркса, 24). На церемонию для награждения приглашаются победители и призёры всех конкурсов фестиваля (очных и дистанционных)

 

Положение о конкурсе

1. Общие положения

1.1. Игровой конкурс «Научный экспромт» (далее – Конкурс) проводится в рамках XIV городского молодежного фестиваля «Иркутская компьютериада-2020» в Лаборатории естествознания и нанотехнологий ЦМИТ STEM-Байкал ООО Полюс-НТ и ЛАРНИТ МБОУ Лицей №2 г. Иркутска. В рамках конкурса возможно познакомиться с некоторыми задачами современного естествознания и нанотехнологий, разнообразием новых материалов и их применениям в различных технологиях. Конкурс предназначен для углубления знаний в области физики, химии и биологии, понимания междисциплинарности в современных научных задачах, формированию устойчивого интереса и расширения образовательных возможностей учащихся.

1.2. Целью Конкурса является поддержка талантливой молодежи и стимулирование интереса к современной науке, изучению законов природы в самых различных областях физики, химии и биологии.

1.3. Конкурс носит командный характер и включает практическую и теоретическую части. Требования к участникам – внимательность, аккуратность, активность, интерес к научному познанию, умение работать в команде и владеть компьютером. Опыт проведения лабораторных работ и выполнения проектов будет полезен в ходе очного этапа соревнований.

1.4. Команда может состоять из 3 человек.

1.5. Задача конкурсантов заключается в проведении ряда опытов по заданной тематике, каждый из которых оценивается членами жюри, проработке обобщающих выводов или идей в виде презентации и ее защите.

1.6. Тематика Конкурса объявляется на вводной лекции.

1.7. Конкурсное задание состоит из нескольких этапов, описанных в таблице ниже:

Название этапа

Результат этапа

Длительность

1

Вводная часть

Разбор заданий заочного этапа. Знакомство с темой конкурсного исследования. Знакомство с правилами работы в лаборатории.

2,5 ч

2

Практическая часть

Проведение опытов. Работа в лаборатории по подгруппам. 

2,5 ч

3

Подготовительная часть

Подготовка теоретических вопросов и обобщающей презентации.

2,5 ч

4

Завершающий этап

Презентация команды.

2, 5 ч

 

1.8. Задание содержит ряд теоретических вопросов, в поисках ответов на которые команды могут проявить свои творческие способности.

2. Организаторы

Конкурс организуется ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» совместно с партнерами: ЦМИТ «STEM-Байкал»ООО «Полюс-НТ»и ЛАРНИТ (Лаборатория развития научно-инженерного творчества) при МБОУ ЛИЦЕЙ №2 г. Иркутска.

3. Участники

К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся 7-9 классов образовательных организаций г. Иркутска и Иркутской области.

4. Порядок проведения Конкурса

4.1. Участники Конкурса должны зарегистрировать свою команду в период с 09.01.2020 г. по 18.01.2020 г. на сайте XIV городского молодежного фестиваля «Иркутская компьютериада-2020» (http://kompyuteriada.eduirk.ru/) в разделе «Очные конкурсы/ «Научный экспромт». Фактом регистрации является публикация названия команды на странице «Научный экспромт» сайта http://kompyuteriada.eduirk.ru/. Публикация осуществляется в течение 48 часов с момента отправки данных участника.

4.2. Каждая команда для участия в отборочном заочном этапе в период с 13.01.2020 г. по 18.01.2020 г. должна прислать выполненное задание заочного этапа на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (Задание в Приложении 1).

4.3. С 20 по 24 января 2020 г. организаторы подводят итоги отборочного этапа и сообщают о результатах и командах победителях заочного этапа.

4.4. Очный этап Конкурса состоится 28.01.2020 г. в VI корпусе ИГУ по адресу улица Лермонтова 126, ауд. 148. Расписание проведения соревнования каждой команде сообщается дополнительно по указанным для связи электронной почте или телефону.

5. Подведение итогов Конкурса (правила начисления баллов)

Баллы команд за практическую и теоретическую части суммируются. Победителем становится команда, которая на конец игры набрала максимальное число баллов.

6. Награждение

6.1. Победителями, признаются участники, набравшие наибольшее количество баллов по оценкам жюри. Призерами признаются участники, набравшие количество баллов в соответствии с утвержденными в установленном порядке критериями оценивания.

6.2. Победителю вручается диплом победителя (диплом I степени), подтверждающий добавление 3 баллов к общей сумме баллов ЕГЭ при поступлении в ФГБОУ ВПО ИГУ на направления: «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в дизайне.

6.3 Призерам вручаются дипломы призеров (дипломы II и III степени), подтверждающий добавление 2 и 1 баллов соответственно к общей сумме баллов ЕГЭ при поступлении в ФГБОУ ВПО ИГУ на направления: «Прикладная информатика».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задания отборочного этапа XIV городского молодежного фестиваля «Иркутская компьютериада-2020»

«Научный экспромт»

Титульный лист должен содержать следующую информацию:

  • Название команды
  • Капитан команды
  • ФИО всех участников, школа, класс, электронная почта, телефон.
  • ФИО преподавателя, который организует команду, место работы должность, электронная почта, телефон. (Если с командой работает преподаватель)
  • ФИО преподавателя, который готовит команду, место работы должность, электронная почта, телефон (Если с командой работает преподаватель)
  • Электронная почта и телефон одного человека из команды для оперативной связи.

Поиск разгадки загадки

Прочтите далее короткие описания природных явлений или загадочных объектов, созданных некогда людьми. При выполнении заданий можно считать, что вам доступно любое существующее измерительное оборудование и специалисты из любых областей знаний.

Задание: для всех трех загадок спроектируйте исследование, которое вы бы провели для изучения этого явления по предложенному плану:

  1. Название исследования.
  2. К какой области знания относиться данное явление?
  3. Гипотеза или гипотезы исследования.
  4. Каких специалистов следует привлечь к работе?
  5. Последовательность действий и задачи исследования.
  6. Необходимое оборудование.
  7. Чем может быть полезно явление? 

Выполненные задания оформите в виде презентации Power Point. Поясняющие схемы, рисунки, графики, сделанные конкурсантами в презентации приветствуются). 

Критерии оценки презентации:

  • Содержание и смысл, в том числе собственные выводы и размышления
  • Четкость и структурированность
  • Точность и правильность формулировок
  • Оформление
  • Литературные источники (ссылки на публикации, книги, интернет источники, которыми вы пользовались)

 

I) Меч из Грабова

Удивительная находка была сделана в Польше в местечке Грабов во  время добычи известняка. Рабочие обнаружили прекрасно сохранившийся железный меч, изготовленный примерно в 400 году до нашей эры. Наиболее любопытной деталью оказался орнамент на рукояти – спектрографический анализ металлической инкрустации дал совершенно необычные показатели – она состояла на 10% из меди, на 5% из магния и на 85% из алюминия. Присутствие последнего кажется невероятным, ведь алюминий впервые был получен лишь в 1808 году электролитическим методом и это требует больших затрат электроэнергии. Самородного алюминия в таких количествах до сих пор не находили.

II) Делийская колонна

До сих пор многие инженерные и культовые сооружения древних цивилизаций продолжают хранить свои тайны. Легендарная железная колонна под открытым небом в Индии имеет высоту 7,2 метра, вес 6 тонн и форму конуса диаметром 0,485 м внизу и 0,223 м вверху. Колонна стоит сейчас в Дели, надпись на санскрите указывает, что колонна была изготовлена в период 376-415 г. н. э. Колонна, на 98% состоит из чистого железа. Повредить ей не смогло пушечное ядро, запущенное в нее завоевателями в 1739 г., оставив только небольшую впадину на ровной и гладкой поверхности колонны. Индийцы не случайно наделяют эту колонну чудодейственной силой. Она действительно обладает уникальным свойством: железо, отлитое 15 веков назад, не ржавеет. Как сумели древние мастера создать столь химически чистое железо, которое трудно получить даже в современных электролитических печах? Как удалось в IV веке отлить металлическую колонну таких размеров?

III) Пятнистое озеро

Озеро Клилук находится в Британской Колумбии в Канаде. В прохладные дни это обычное озеро. Однако в летнее время года, когда вода испаряется, озеро превращается в некое подобие разноцветного произведения искусства. Она распадается на множество разноцветных луж: голубых, зеленых, желтых, молочно-белых, темно-синих. Разнообразие заключается не только в цветах, но и в формах. В засушливую погоду воды становится настолько мало, что озеро покрывается коркой, которая выдерживает вес человека

 

Ждем ваших презентаций!